Москва
Выберите Ваш город из списка
Закрыть
Выберите Ваш город из списка
Наши магазины
Корзина 0

Бесплатная доставка

При покупке на сумму от 4000 р. вы получаете
бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу
Главная страница / Блог / Об игре и «правильных» игрушках / Как научить ребёнка и самого себя играть с удовольствием? Опыт играющей мамы
  • Как научить ребёнка и самого себя играть с удовольствием? Опыт играющей мамы
    Как научить ребёнка и самого себя играть с удовольствием? Опыт играющей мамы

    Все мы знаем, что детям важно много и конструктивно играть. Но многие ли родители могут сказать, что их дети достаточно времени проводят…

    0
    1
    7 НОЯБРЯ 2016
    Поделиться

Все мы знаем, что детям важно много и конструктивно играть. Но многие ли родители могут сказать, что их дети достаточно времени проводят за той самой «правильной игрой», которая развивает эмоциональный интеллект и даёт опыт проживания себя в разных ситуациях? И у многих ли взрослых сформировано представление о том, как именно  должна проходить такая игра?

Мнением о значимости такой игры для ребенка и опытом погружения в неё вместе со своим сыном Климом с нами поделилась Оксана Гриднева, мама и со-основатель клуба игр и живого общения Offline Mums (http://offlinemums.ru).

В один прекрасный день, озверев от очередного: «Мам, поиграй со мной», я наконец-то призналась себе, что ненавижу играть со своим ребенком. Я люблю с ним гулять, мы очень много читаем, занимаемся по разным развивающим пособиям, гуляем по городу, посещаем разные мероприятия, любим ходить в гости, гонять мяч во дворе. Но ИГРАТЬ в пиратов, докторов, автомастерскую и спасателей я просто не могу себя заставить. А если заставляю — игра получается скучной, я пытаюсь выйти из игрового пространства и еще больше злюсь, а потом испытываю чувство вины.

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ИГРА?

Чтобы избавиться от этого жуткого чувства я стала стараться больше посещать подруг, которые могут составить сыну компанию поиграть или приглашать к себе в гости детей-соседей, оправдывая себя тем, что дети должны играть с детьми, что у них должно быть свободное игровое пространство и взрослым там не место. О том, что ребенок наконец-то начнет играть один, я даже не могла мечтать. Но к моему разочарованию, когда я наблюдала за их игрой, мне она казалась очень однообразной и неинтересной. Однажды в ленте facebook я наткнулась на курс Натальи Лейкиной, посвященный сюжетам в детской игре. После первого ее занятия я почти плакала от обиды. Почему я раньше не знала таких простых и важных вещей? Оказалось, что играют на самом деле единицы — большинство родителей сосредоточены на развитии и обучении. Что все еще можно наверстать. И что играющей мамой не рождаются, а становятся.

С того самого дня я с головой погрузилась в изучение ИГРЫ. В этом мне очень помогли вебинары Натальи Лейкиной и Площадка для игры и общения Егора Бахотского, которую мы регулярно посещали весь прошлый учебный год.

Ниже я перечислю несколько до банальности простых вещей, которые лично для меня стали большим открытием. И именно с осознания их начался мой ПУТЬ К ИГРЕ.

image

 

ОСНОВНЫЕ ОТКРЫТИЯ

1. В детской свободной творческой игре нет и не может быть результата, который мы взрослые хотим видеть и достичь везде. Дети, я так понимаю, вообще живут в процессе в отличие от нас. И цель любой настоящей правильной игры одна – ПОИГРАТЬ! Я же в любую нашу и без того нечасто случавшуюся игру пыталась внести элемент обучения и развития. Помню, как, играя в «Пиратов», я пыталась воткнуть изучение цифр в виде каких-то глупых испытаний. Клим, надо сказать, все это мужественно перенес, но потом сказал: «Мама, давай ПРОСТО играть!».

image


2. Критерий того, что ребенок играет сам, не является основанием полагать, что у него полноценно развита игровая деятельность. Все мы знаем, что самая важная игра, в которой ребенок лучше всего развивается ЛИЧНОСТНО, где происходит ориентация в смыслах человеческой деятельности и человеческих отношений — это сюжетно-ролевая игра. Но если ребенка не учить играть, этой игры можно и не увидеть.

3. Играть может научить только мама (или самые близкие) или хорошо играющие старшие дети. Все мы читали великолепные книги Юлии Гиппенрейтер. В свое время мне там показалось очень правильной схема с двумя кругами, которая объясняет основной психологический закон развития ребенка, который открыл Л. С. Выготский. Основной смысл там был в том, что «завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.» Эта схема полностью применима и к обучению ребенка ИГРЕ, передачи ему игровой культуры.

image

4. Развитая игровая деятельность ребенка – залог его успешного обучения в школе. Ведь именно в игре, а не на курсах подготовки к школе, развивается ВООБРАЖЕНИЕ ребенка и его способность оперировать образами «в уме», что является основой для дальнейшего перехода к сложным формам мышления и творчества.

5. Ну и в заключении хочу перечислить очень коротко этапы развития игровой деятельности по возрастам. Для меня это оказалось в свое время настоящим открытием.

Ведь все мы знаем сюжетно-ролевую игру, но хорошо играющие дети осваивают ее только к 5-6 годам. Это игра в докторов, спасателей и почтальонов и пр. Игра, в которой ребенок способен взять на себя роль, долго удерживать ее, «прожить». Через «проживание» он получает бесценный опыт и знание. В этой игре очень много диалогов между детьми, это игра довольно высокого уровня. Здесь развиваются, кроме всего прочего, навыки общения и умения договариваться. Но, чтобы ребенок начал играть в сюжетно-ролевую игру, чтобы его игра была богата и разнообразна, он должен хорошо уметь придумывать и развивать сюжет и брать на себя роль. А этому он учится на предыдущих этапах.

image

Принято считать, что ведущей игрой в 3-4 года является РЕЖИССЕРСКАЯ игра – игра с маленькими предметами, игра в домашних песочницах. Это очень важный этап – именно здесь ребенок, прячась за игрушку, начинает свой путь сюжетотворчества. И когда я поняла, что у меня ребенок совершенно не умеет играть, мы начинали именно с этого этапа. И играли очень долго, почти год только в нее. Важно Климу было насытиться этой игрой прежде чем выйти на следующий этап ОБРАЗНОЙ игры.

Образная игра становится ведущей в 4-5 лет. Ребенок начинает примерять на себя образы. Сначала животных и сказочных героев, потом людей разных профессий. И когда в вашем доме появится котенок, поддержите его и налейте ему в мисочку молочка. Тут становится важным реквизит. Все становится всем. Из любой палки можно сделать меч, а из куска ткани плащ и корону. Играйте и придумывайте образы вместе – это по-настоящему увлекательно. Чтобы помочь ребенку сформировать тот или иной образ более полно, очень помогает совместный просмотр документальных фильмов про животных, о разный странах, советских сказок. Это очень обогащает мир ребенка. Таким образом, он через игру познает окружающих мир, узнает и запоминает много нового. Помню нас очень впечатлил фильм про Древний Египет. Мы наверное месяц играли потом в фараона.

Понимание всех этих важных вещей и осознание той пользы, которую приносит совместная игра ребенку, те поразительные сдвиги в развитии ребенка и отношений с ним, которые я наблюдала уже после первой недели совместных игр — сильно меня мотивировала начать наконец-то ИГРАТЬ с ним постоянно!

И мне кажется, что у Клима наконец-то началось то самое счастливые детство!

Комментарии

Введите код

CAPTCHA