Москва
Выберите Ваш город из списка
Закрыть
Выберите Ваш город из списка
Наши магазины
Корзина 0

Бесплатная доставка

При покупке на сумму от 4000 р. вы получаете
бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу
Главная страница / Блог / Об игре и «правильных» игрушках / Как создать игровое пространство в детской комнате?
Как создать игровое пространство в детской комнате?
Тематика
  • Как создать игровое пространство в детской комнате?
    Как создать игровое пространство в детской комнате?

    Каждый родитель понимает, что детская комната должна быть устроена особенным образом. Но чаще всего ее обустройство сводится к подбору красивых…

    Поделиться
    Поделиться

Как создать игровое пространство в детской комнате

Каждый родитель понимает, что детская комната должна быть устроена особенным образом. Но чаще всего ее обустройство сводится к подбору красивых и экологичных материалов для отделки, стилизованной детской мебели и установке дополнительного спортивного оборудования. При этом родители упускают самое главное — то, что пространство должно быть игровым. О том, что это такое мы попросили рассказать наших друзей из компании PLAYPLY: архитектора и со-основателя компании Марию Карасик и методиста, тренера «Школы диалога с препятствием» и Хорошевской прогимназии и проектировщика детских спортивных комплексов для детских садов, школ и дома Романа Рауха. 

В последние десятилетия психологи и педагоги пришли к неоспоримому выводу, что деятельность ребёнка основана на игре. Посредством этой игры дети взаимодействуют с миром — учатся, выполняют многие бытовые действия, занимаются спортом и  творчеством. Поэтому и пространство, в котором они проводят много времени, должно быть игровым. Какие черты должны быть ему свойственны?

СВОБОДА ДВИЖЕНИЙ И МАРШРУТЫ

Детям необходимо двигаться. И это приносит пользу не только физическому развитию. Физиологам давно известно, что через движение информация поступает в головной мозг: тактильная — от соприкосновений тела с предметами во время движения, вестибулярная — от изменения положения тела, проприоцептическая — от мышц и суставов. Чем больше информации получает головной мозг, тем лучше он её обрабатывает, тем больше формируется новых нейронных связей, лучше развиваются новые зоны. Также движение затрагивает зоны головного мозга, отвечающие за речь, и помогает развитию вербальных навыков ребенка. Ну и, конечно, это — выплеск беспрерывно накапливающейся энергии, что также немаловажно.


Тем не менее, установив в комнате спортивные комплексы, родители часто замечают, что те пустуют, а дети равнодушно проходят мимо. Причина отсутствия интереса у ребенка в том, что в пространстве детской нет вариативных маршрутов движения — ребенку некуда стремиться, нет возможности выбирать, придумывать новое. Это быстро надоедает.

В правильно организованном детском пространстве должны быть замкнутые, цикличные, не тупиковые маршруты, побуждающие ребенка к движению: залезаешь, двигаешься, преодолеваешь и слезаешь или скатываешься в другом месте.

Эти маршруты должны быть проложены, исходя из опытности участников игр, их пола и возраста. И кроме того они должны быть сориентированы на потребности игры, движений, преодоления препятствий, каждого конкретного ребенка. Ну а если в комнате живут дети разных возрастов, то при проектировке детского пространства надо учитывать, что их траектории движения не будут пересекаться. Родители могут сами спроектировать подобную детскую. Важно соблюдать описанные выше принципы цикличности и адекватно оценить способности ребенка.

ВАРИАТИВНОСТЬ И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Для развития воображения и умения играть самостоятельно важно создавать пространство в детской комнате многофункциональным и вариативным. То есть основная функция мебели должна сочетается с игровой: кровать может стать домиком, шкаф — кукольным театром, место под лесенкой — норкой. Ребёнок обязательно найдет множество своих вариантов применения всем элементам комнаты, но наша задача сформировать пространство таким образом, чтобы не ограничивать ребенка и дать ему возможность придумывать и реализовывать замысел.

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Если говорить о возрастных потребностях при планировании игрового пространства, то всегда нужно принимать во внимание индивидуальность развития каждого ребенка и его интересы. Например, сейчас мы проектируем детскую для мальчика 2,5 лет. И наша основная задача сделать как можно больше возможностей для лазаний и активного перемещения. В тоже время, проектируя другую комнату для девочки 2,5 лет, мы заложил в качестве основы домик и пространство для игр. Есть, однако, возрастные потребности игры, которые можно учесть при планировании детского пространства.


В возрасте 3-4 лет у детей происходит становление сюжетно-ролевой игры, поэтому игрушки в его пространстве должны мотивировать к ней. Это могут быть кукольные домики с предметами мебели, атрибуты знакомых ребёнку профессий или созданные мамой тематические уголки, где игрушки расставлены в сценки.
В возрасте старше 4 лет сюжеты игр усложняются. Большое значение приобретают различные атрибуты, которые позволяют ребенку почувствовать себя в той или иной роли. И здесь важна  не столько реалистичность, сколько образность. Чтобы почувствовать себя бабочкой, ребенку не обязательно прицеплять громоздкие крылья и прикреплять картонные ободки с изображением бабочки. Достаточно накинуть на плечи яркий легкий платок и, удерживая концы руками, махать, как крыльями. Случайно найденный пузырек может вдохновить ребенка на роль доктора, а висящая в уголке с костюмами непритязательная юбочка (собранная на резинку ткань) «превратит» девочку в балерину…
Дети начинают создавать все более детализированную предметную среду для своих режиссерских игр. Поэтому  неотъемлемой частью игровой среды должны стать игровые конструкторы. Их можно использовать не только для создания построек, но и для обозначения недостающих элементов, необходимых для игры.

НЕЙТРАЛЬНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Несмотря на моду на стилизованные детские, мы полагаем, что детям полезнее проводить время в нейтральном пространстве, в меру насыщенном стилизованными образами, — это позволяет не навязывать концепцию игры и придумывать собственный мир. 

ПРОСТЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Создать правильное игровое пространство родители могут как обратившись к специалистам, так и самостоятельно. При планировании важно помнить, что ребёнку нужно открытое пространство для игры. Вы можете постелить небольшой ковер, и он станет центром притяжения. 

Организуйте удобное рабочее место, чтобы мотивировать ребёнка к рисованию и творчеству. 

Продумайте маршрут перемещения по комнате. Закрепите лестницу, рукоход и кольца, с возможностью забраться на комод (мебель должна быть прикручена к стене), а потом скатиться с комода по приставной горке. Повесьте занавес с платяном шкафу, и ребенок начнет показывать вам кукольные спектакли или прятаться в волшебном “домике”. 

Импровизируйте и наблюдайте за реакцией детей, на новшества. Возможно дети сами смогут подсказать вам новые идеи.