Москва
Выберите Ваш город из списка
Закрыть
Выберите Ваш город из списка
Наши магазины
Корзина 0

Бесплатная доставка

При покупке на сумму от 4000 р. вы получаете
бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу
Главная страница / Блог / Об игре и «правильных» игрушках / Игра и воображение: как развивать фантазию и творческое мышление у детей самым естественным способом?
Игра и воображение: как развивать фантазию и творческое мышление у детей самым естественным способом?
Тематика
  • Игра и воображение: как развивать фантазию и творческое мышление у детей самым естественным способом?
    Игра и воображение: как развивать фантазию и творческое мышление у детей самым естественным способом?

    Сегодняшний пост посвящён тому, как в детской игре проявляется и развивается воображение.  Мы собрали актуальную и полезную информацию об истоках воображения, о…

    Поделиться
    Поделиться

Сегодняшний пост посвящён тому, как в детской игре проявляется и развивается воображение. Мы собрали актуальную и полезную информацию об истоках воображения, о том, как развивать воображение и творческие способности через игру и во что развитое таким образом воображение превращается во взрослом возрасте.

Каждый ребенок рождается, наделенный даром воображать, но проявляться это умение ближе к двум годам. Сначала воображение пассивно: дети с большим интересом слушают сказки и затем представляют образы оттуда как будто существующими в реальности. Чуть позже дети сами начинают придумывать собственные сюжеты, притворяться кем-либо или чем-либо, наделять предметы нужными им функциями. Пик детского воображения приходится на возраст от 5 до 12 лет.

Сейчас существуют различные методики раннего развития, призванные в том числе развивать креативные способности с помощью специальных упражнений. Интересно в то же время понять, развивается ли фантазия и творческие способности в ходе естественной детской игры. И если да, то можем ли, взрослые влиять через эту игру на детское воображение?

На эту тему делимся с вами исследованием американского профессора психологии и практикующего психотерапевта из США, Сандры Расс (Sandra Russ), которая более 30 лет занималась исследованием этого вопроса.

ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?

В 1990-е гг. профессор изучала различные проявления воображения у детей во время игры — как дети обыгрывают повествование, используют предметы-заменители, наделяя их необходимыми себе свойствами, выражают позитивные и негативные переживания. Она также смотрела, насколько сильно игра у каждого ребёнка наполнена настоящими эмоциями, если воображаемые события требуют бурной реакции, например, когда на столе как будто появляется сладкий праздничный торт или когда солдатики вступают в сражение. Дети в игре способны проявлять множество разных эмоций — счастье, страх, грусть, злость, привязанность и разочарование — но каждый ребёнок делает это по-разному. 

Насыщенность эмоциональных переживания, в результате воображаемых событий, Сандра Расс решила измерять специальной шкалой — «шкалой эмоциональной вовлечённости» в игру. Например, высокая эмоциональная вовлеченность, это, когда мальчик, изображающий щенка, радуется, скатываясь вниз по воображаемой горке. Или когда девочка видит страх на лице куклы, защищая ее от опасности. 

По мнению Сандры, чем выше уровень эмоциональной вовлеченности, тем лучше у детей в ходе игры работает воображение.

img1

 ЧТО ПРИОБРЕТАЮТ ДЕТИ, КОТОРЫЕ СТАРАТЕЛЬНО ИГРАЮТ?

Уже в 2000-х гг. Сандра провела новые исследования на тему того, какими навыками и умениями обладают дети, набирающие высокий балл по «шкале эмоциональной вовлеченности».

Для этого она сформировала несколько групп с детьми от 4 до 10 лет и провела с ними исследования. Со всеми группами работали педагоги, но делали это по-разному: с кем-то они собирали пазлы и решали задания (это была контрольная группа), а с кем-то увлеченно играли (это была исследуемая группа). В ходе этих игр педагоги показывали детям, как можно по-новому использовать предметы-заменители, выражать эмоции в игре, предлагали варианты сюжетов игры.

Спустя пять недель исследователи подвели итоги: дети, прошедшие «игровую терапию» научились лучше выражать свои эмоции в ходе игры. Одновременно с этим у них был отмечен рост творческих способностей и дивергентного мышления.

Дивергентное мышление — это умение видеть проблему многостороннее, не зацикливаясь на одном единственном способе её решения. В детстве это то, как много способов  применения простой вещи (например, пуговице, палочке, кубику) ребёнок может найти в своей игре. Во взрослом возрасте дивергентное мышление помогает решать задачи нетривиальными способами или формировать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Через четыре года Сандра вновь протестировала исследуемую группу, и оказалось, что уже подросшие дети сохранили те навыки, которые получили ранее: они опережали сверстников в творческих способностях и сохранили особую креативность мышления.

img2

ВЫВОДЫ ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Главный вывод состоит в том, что творческое мышление и воображение тесно связаны с детской игрой. Игра — не пустая трата времени. Она позволяет развивать детей наиболее естественным для них способом, одновременно устанавливая с ними тесную эмоциональную связь.Навыки, приобретённые таким приятным способом, останутся с детьми навсегда.

В то же время не любая игра способствует развитию креативности и воображения. О чем нужно помнить, если в ходе игры вы хотите развивать у детей фантазию, творческие способности  и дивергентное мышление — наши советы ниже.

6 СОВЕТОВ, КАК РАЗВИВАТЬ ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ИГРЕ

1. Придерживайтесь срединного пути

Одни родители во время занятий с детьми стремятся полностью установить границы их действий. Другие — самоустраняются, когда дети начинают играть. Обе эти линии поведения не будут способствовать развитию детского воображения в полной мере. Гораздо лучше создать условия, когда ребенок поочередно будет играть самостоятельно, со сверстниками и с родителями. В самостоятельной игре дети могут проявить свою фантазию, в совместных играх дети обмениваются своими навыками придумывания, замещения одной вещи на другую и сочинения сюжетов.

Взрослый же может вынести детскую игру на новый уровень. Особенно, если этот взрослый следит за тем, как ребенок играет сам или со сверстниками и понимает, какие дополнительные сюжеты, условности и предметы-заменители подойдут именно сейчас.

2. Вовлекайтесь в игру

Не оставайтесь наблюдателем за игрой — вовлекаясь в нее. Вы можете стать не только героем, но и «повествователем» игры, который комментирует игровые действия ребенка, объясняя ему самому, что на самом деле он делает, повторяя  действия взрослых. Например, если ваша дочь кормит куклу, вы можете сказать: «Ты кормишь малыша. Как старательно ты ухаживаешь за ним!»

3. Главный в игре — ребенок

В то же время помните, что главный в игре — это ребёнок. И, подсказывая новые игровые идеи, позволяйте ему вести и быть ведущим сюжета. 

Если вы решите собрать с вашим сыном конструктор по схеме, вы будете учить его целенаправленности действия. Но если вы хотите пособстовать развитию его творческих способностей, попробуйте вместе с ним собрать странных животных, если он этого захотел. В этой игре вы можете собрать такого зверя, до которого ребенок сам бы не додумался.  

4. Не используйте слишком много игрушек

Слишком много игрового материала может запутать некоторых детей. Выберете 3-5 ключевых предмета.

img3

5. Используйте правильные игрушки

Используйте подходящие игрушки — фигурки, простые машинки и куклы и игрушки открытого типа, которым можно будет придумать максимальное количество разнообразных применений. Совершенно бесполезными будут игрушки с кнопками на батарейках.

6. Соблюдайте баланс между новым и старым

Детям нравятся повторения, поэтому не пытайтесь резко менять сюжет игры. В то же время постараться иногда превносить в неё новые усложняющие элементы. Например, если вашему ребёнку нравится играть с машинками, отправьте его в автомастерскую.

По материалам The Conversation, whattoexpect.com.