Москва
Выберите Ваш город из списка
Закрыть
Выберите Ваш город из списка
Наши магазины
Корзина 0

Бесплатная доставка

При покупке на сумму от 4000 р. вы получаете
бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу
Главная страница / Блог / Об игре и «правильных» игрушках / «Рисковать, но не попадать в опасные ситуации» — возможности детской площадки
  • «Рисковать, но не попадать в опасные ситуации» — возможности детской площадки
    «Рисковать, но не попадать в опасные ситуации» — возможности детской площадки

    Детям для гармоничного развития необходимы и риск, и опасность. Они нужны для того, чтобы научить ребёнка оценивать собственные силы, самостоятельно решать…

    0
    1
    7 НОЯБРЯ 2016
    Поделиться

Детям для гармоничного развития необходимы и риск, и опасность. Они нужны для того, чтобы научить ребёнка оценивать собственные силы, самостоятельно решать поставленные перед них задачи —  просто для того, чтобы помочь разобраться, что представляют собой оба эти явления, с которыми ему предаётся нередко сталкиваться во взрослой жизни. 

Конечно же, это не значит, что детей нужно подвергать настоящим опасностям — риск должен быть контролируемым, поставленным нами, взрослыми, в рамки. Прекрасный «полигон» для знакомства с контролируемыми рисками — это правильно спроектированные детские площадки.

Подробно рассказать о таких площадках, об их рисках, опасностях и возможностях, мы попросили создателей проекта Хочу гулять(http://playspaces.ru), посвящённого обустройству детских пространств, Инну Котляр, кандидата психологических наук, доцента Международного университета «Дубна», и Марию Соколову, кандидата психологических наук, сотрудника Центра игры и игрушки МГППУ.

Детская площадка занимает особое место в жизни городского ребенка. С раннего детства он приходит с родителями на нее гулять. Зачастую именно там он завязывает первые социальные контакты с другими детьми, учится  отстаивать свое мнение и уступать чужому натиску.   

Детская площадка — место для игры и творчества. Одна и та же песочница в разное время оказывается и кухней, где «пекутся пироги», и строительной площадкой, и волшебным замком, и автодромом. В ней разыгрываются настоящие истории. Любимцы многих — качели. Качаясь, ребенок получает удивительный опыт — вот я удаляюсь от мамы (папы или любого другого близкого человека), а потом — о чудо! — возвращаюсь, вновь улетаю куда-то далеко, а потом опять возвращаюсь! Любое расставание завершается встречей. Подрастая, ребенок уже раскачивается сам. Медленно или быстро, с небольшой амплитудой или почти «солнышком». Так он приобретает важный опыт — от моих усилий зависит достигаемый мною результат. А уж раскачивание вдвоем или втроем — истинная школа кооперации.

КАКАЯ ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА ПО-НАСТОЯЩЕМУ БЕЗОПАСНА?

Домики, горки, лазалки, карусели… Современные площадки пестрят разнообразием оборудования и покрытия. С каждым годом появляются все новые и новые. Постепенно на смену яркому пластмассовому оборудованию и резиновому покрытию в города приходят натуральные материалы, деревянные конструкции без кричащей раскраски. Обсуждая с родителями вопрос, какие площадки им нравятся больше всего, часто мы слышим в ответ — безопасныеКакие же детские площадки могут считаться безопасными. Ответ парадоксален. Любая площадка является одновременно и опасной и безопасной. Как такое возможно?  

ГРАНИЦЫ БЕЗОПАСНОСТИ: РИСКОВАТЬ, НЕ ДОПУСКАЯ ОПАСНОСТИ

Дело в том, что ситуация становится опасной в том случае, когда человек не оценивает ее таковой и поэтому не может ею управлять. Пока все под контролем, можно быть спокойным. Как только ситуация вышла из под контроля, стала непредсказуемой — появляется опасность. Когда же риск превращается в опасность?

Трехлетний малыш карабкается по лесенке. Пыхтит, хватается ручками за ступеньки и великоватые для него поручни. Оступился, упал. Встал, полез вновь. Теперь двигается более осторожно. Залез на среднюю ступеньку, посмотрел по сторонам и медленно слез вниз. Это ситуация риска. Ребенок попробовал свои силы, ощутил собственные границы и принял решение — не рисковать. Он принял это решение сам.

События могли развиваться иным образом. Взрослый, увидев, что ребенок начал залезать по лесенке, подсадил его повыше, на самый верх. Оказавшись наверху, малыш испугался и заплакал. Теперь он сам слезть не может. Это — опасная ситуация. Она вышла из под контроля, она превышает его возможности. Ребенок сам ничего не может сделать, он беспомощен. Поэтому мы говорим — не подсаживайте ребенка. Это опасно!

Многие европейские производители создают свои объекты так, чтобы не все дети могли самостоятельно на них забраться. Если расстояние между землей и первой ступенькой большое, и ребенок не может его преодолеть самостоятельно, это значит, что ему еще рано. Подрастет, залезет. Только тогда это будет безопасно.Если же производители не предусмотрели такой своеобразной границы доступа, и подъем на высокую горку или башню начинается с самого низа, то родители должны самостоятельно осмотреть и критически оценить конструкцию. Начав движение наверх, сможет ли ребенок вовремя остановиться, вернуться назад? Если такой уверенности нет, то лучше не провоцировать ребенка, не приходить на такую площадку. Она будет толкать ребенка на опасное поведение.

Мальчик лет восьми пришел на «малышовую» площадку, быстро пробежался взглядом, оценил песочницу, низкие качели, невысокий домик. Все ему малó, все для него слишком просто. Вздохнул и залез на крутую и скользкую крышу домика. Оказалось слишком просто. Слез, попробовал другой способ залезания. Опять очень просто. Заскучал. Стал спрыгивать с крыши. Вперед лицом, солдатиком, с разворотом в воздухе, подпрыгивая.
На площадке ребенок не нашел риски себе «по плечу», поэтому стал их себе выдумывать сам. Но эта площадка на такие эксперименты не рассчитана. В азарте, прыгая все выше и дальше, ребенок теряет контроль, перестает критично оценивать свои силы. Риск превратился в опасность.

УЧИТЫВАЙТЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

В основополагающем для проектирования и строительства документе «Европейские стандарты безопасности на детских площадках» говориться, что на площадке дети должны иметь возможность распознавать потенциально опасные ситуации. Если риски вовремя не распознаются, то тогда они становятся опасностями.

Способность ребенка распознавать рискованные и опасные ситуации изменяется с возрастом. Дети до трех лет делать этого НЕ могут. Поэтому они должны находиться на детской площадке под постоянным контролем взрослых. Задача взрослого — оценить, что для ребенка опасно, а что нет. С малышом лучше избегать тех площадок, которые были сделаны для старших детей. Ребенок растет — меняются и площадки. С подросшими детьми не рекомендуется оставаться на «малышовых» площадках. Они уже не находят для себя подходящих занятий и от скуки балуются, часто невольно или вполне осознанно ломают оборудование. 

С 3-х до 6-ти лет — очень важный период в развитии ребенка. В это время задача взрослого — учить ребенка оценивать свои силы, отделять риски от опасностей. Заставлять ребенка или постоянно помогать ему, опекать не стоит. Иначе ребенок научиться полагаться на других. А вот подбадривать ребенка — можно и нужно! Так ребенок научится верить в свои силы.

И тогда к школьному возрасту ребенок будет уже в состоянии вполне адекватно оценить свои силы и принять решение — делать что-то или нет. Для него очень полезно, если он может находится на знакомой площадке без неусыпного контроля взрослого.

На детской площадке ребенок учится очень важным вещам — быть самостоятельным, решительным, смелым. И наша роль как родителей — помочь ему в этом!

Комментарии

Введите код

CAPTCHA