Москва
Выберите Ваш город из списка
Закрыть
Выберите Ваш город из списка
Наши магазины
Корзина 0

Бесплатная доставка

При покупке на сумму от 4000 р. вы получаете
бесплатную доставку по Москве и Санкт-Петербургу
Главная страница / Блог / Обзоры / Ящик для развития речи, воображения и интеллекта. Или все о пользе домашней песочницы
Ящик для развития речи, воображения и интеллекта. Или все о пользе домашней песочницы
Тематика
  • Ящик для развития речи, воображения и интеллекта. Или все о пользе домашней песочницы
    Ящик для развития речи, воображения и интеллекта. Или все о пользе домашней песочницы

    Когда-то давно основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский написал, что лучшая игрушка для ребенка — это «кучка песка». Прошло…

    Поделиться
    Поделиться

Когда-то давно основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский написал, что лучшая игрушка для ребенка — это «кучка песка». Прошло два столетия, и мы точно знаем, что ничего особенно не изменилось. Все дети от мала до велика обожают играть с песком. И это не только увлекательное занятие, но и прекрасный способ развития воображения, мелкой моторики, тактильной чувствительности, речи и даже возможность улучшить эмоциональное состояние ребёнка.

О том, как получить максимальную пользу от игры с песком дома, мы поговорили с Анной (@logopedeti), логопедом и арт-терапевтом, использующем на занятиях по коррекции речи элементы песочной терапии.

 — Анна, в своей работе вы совмещаете традиционные логопедические методы и песочную терапию. Расскажите, как проходят занятия ?  

— Мои занятия напоминают традиционные логопедические за одним исключением — перед пришедшим ко мне ребёнком стоит небольшая песочница с песком и простыми игрушками. Наше общение тесно переплетено с игрой, которая перерастает во что-то большее: она не только развлекает, она учит, воспитывает, помогает наладить контакт  и улучшить  настроение.

Благодаря этой игре у ребенка появляется доверие к артикуляционной гимнастике, к упражнениям по постановке звука и другой новой деятельности. Если игра нравится, то детям очень просто совместить это естественное для них занятие с отработкой звуков.

— Почему именно песок?

— Песок — это особенный природный материал. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с глиной, пластилином, красками. Ведь создание композиций из песка не требует особых умений в отличие, например, от рисунка. Простота создания законченного сюжета очень важна для детей, которые привыкли критично оценивать себя в любой деятельности. 

И кроме того, существует связь между развитием мелкой моторики и речевым центром. Песок активизирует нервные окончания на кончиках пальцев, развивая тактильную чувствительность и так называемый «мануальный интеллект». И если некоторые логопеды советуют выполнять упражнения на развитие мелкой моторики дома вместе с мамой после занятий, то по моей методике это происходит естественным образом.      

 — Может ли принести пользу игра с домашней песочницей детям, которым не требуется посещать логопеда?

— Безусловно да. Песок — это помощь для мамы, а для детей — новая среда для игры и общения со сверстниками и взрослыми. 

На своих занятиях я использую классическую терапевтическую песочницу — это деревянный прямоугольник ящик размером 50х70х10см. Его дно и борта покрашены в голубой цвет — цвет воды.  

Для домашних игр не обязательно придерживаться таких строгих правил — подойдет любая коробочка, а песок для удобства игры в помещении, может быть кинетическим. Важно «населить» песочницу известными ребёнку игрушечными растениями и животными.

Если ребёнок будет самостоятельно играть с «населенной» песочницей, он сможет развить свои игровые навыки и воображение. И поскольку такая игра — одно из самых естественных детских занятий, то мы, взрослые, наблюдая за движением рук малыша и слушая его диалоги, получаем уникальную возможность увидеть мир его глазами и научиться взаимодействовать с этим миром. 

Ну а если взрослый из наблюдателя превратится в активного участника игры и будет задавать ей ход, то песочница может стать полем для развития мелкой моторики, когнитивных и психических процессов или речи.

Развивая речь, мы можем выступать как слушатель, любознательный путешественник или провокатор. Первым делом мы активизируем лексику связанную с песочницей: песок, песчинка, песчанка, дюны и многие другие. Затем вы можете оречевить действия игрушек, как они пищат, звенят, гремят и жужжат. 

— А в какие интересные игры можно играть с детьми разных возрастов?

— Игр очень много, и все зависит от вашей фантазии. С детьми от 1,5 до 2 лет можно играть в простые игры на развитие тактильных ощущений. Например, сжать песок в кулачок и потом разжать, рисовать волны или буквы на песке пальчиками или строить заборчики, откапывать зарытые предметы, играть с формочками.

В игры с детьми 3-4 лет можно вводить элементы сюжетно-ролевых и режиссерских игр, добавлять задания. Можно проводить дорожки от животных к еде, отыскивать маленькие игрушки, следуя маминой инструкции — правее, левее, вверх, вниз. Можно построить два замка из песка, поселить в один домашних животных, в другой — диких и разыграть взаимодействие между ними. 

Можно также поиграть в игру «Чьи следы». Сначала попросите ребёнка отвернуться, оставьте на песке следы различных игрушечных животных, а затем предложите определить, где чьи следы.

С детьми 4-6 лет в песочнице можно проигрывать известные сказки. Сделать это можно, например, с помощью деревянной шнуровки с героями сказки Репка. Помимо возможности расширить словарный запас, потренировать моторику и повторить известный сюжет, эта игрушка предоставляет возможность выстраивать логическую цепочку в ходе повествования. 

— Что ещё важно учитывать при играх с песком дома? 

— Так как песок в домашней песочнице (особенно обычный) – искушение для ребёнка, необходимо оговорить общие правила поведения в песочнице. Есть ритуал входа, цель которого определить и «узаконить» правила поведения в песочнице. Проще всего это сделать, если объявлять их будет один из её «обителей», который затем и пригласит ребенка в игру. 

И есть ритуал выхода, когда главный сказочный персонаж объявляет об окончании игры и напоминает о необходимости убрать «страну». После чего происходит совместная уборка.